Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о предстоящей затеи. Основная цель это познакомить читателя с джазом, его историей и культурным влиянием. Не секрет что огромный вклад в становление и развитие джаза внесли выходцы из африканского континента, столкнувшись с влиянием западной цивилизации в специфических условиях на территории Северной Америки. Поэтому хотелось бы заранее предостеречь тех, кому не чужды расистские взгляды, а также тех, кто люто ненавидит Америку и все что с ней связано, от прочтения данного материала. Всех остальных приглашаю отправиться в путешествие по вселенной Джаз.
"В чем главное различие между классической музыкой и джазом? В классической музыке музыкальное сочинение важнее, чем его исполнение, а в джазе наоборот"
Андре Превен
"Ужасный реванш негритянской культуры над европейской"
Игнатий Падеревский (Ignacy Paderewski)
"То, что мы играем - это жизнь"
Луи АрмстронгИстокиВсё начинается с вопроса - а что такое джаз? Ответить не так просто. В более узком смысле слова это форма музыкального искусства в основе которой лежат африканская полиритмия, европейская гармония и импровизация. Являясь одним из столпов на котором держится современная музыка, джаз также превратился в символ американской культуры и в значительной степени повлиял на развитие культуры запада. Всё это стало возможным в ходе уникального культурного синтеза двух цивилизаций встретившихся на американском континенте более четырехсот лет назад. Мы пройдемся по всем значимым периодам в истории, от регтайма и классического джаза до революционного бибопа и экспериментаторского фьюжн и далее, но все по порядку. Начнем с корней, с тех неотъемлемых элементов из которых формировался новый уникальный жанр. Говоря об истоках, следует выделить несколько категорий: рабочие песни, спиричуэлс (духовные песни), блюз, регтайм.
Рабочие песни
Название говорит само за себя, в большинстве случаев чёрные рабы завозились для физического труда, песнь была неотъемлемой частью рабочего процесса, позволяя лучше скоординировать действия. Характерной чертой рабочей песни была её вопросно-ответная форма (что-то типа солдатских маршей) когда лидер запевал главную смысловую фразу, а рабочие хором давали ответ, либо просто повторяли куплет, а также крикообразная манера пения(shout). Все это прослеживается в джазе.
Спиричуэлс
Духовные песни появились в результате активной христианизации африканцев. Многие воспринимали христианство как путь к спасению от повседневного рабского труда, поэтому новая вера довольно охотно принималась африканцами. Вместе с церковными обрядами, гимнами и псалмами в негритянскую культуру начали проникать и принципы европейской музыкальной гармонии. Мотивы спиричуэлс часто встречаются в музыке джаз разных периодов. Вот вам яркий пример. Здесь используется библейская история о выводе Моисеем своего народа из рабства.
Блюз
Ещё один из столпов современной музыки, очередная форма культурного синтеза, намного более старая чем джаз (примерно половина 19 в.) и более привязанная к своим традициям. Прежде всего, это светская песня, блюз развился под влиянием европейских баллад и является их американским аналогом. Для блюза является характерным грустный эмоциональный окрас песен и своеобразный звукоряд, основанный на африканских пентатонических ладах. Следует сказать, что для настоящих музыкантов не существует чёткого жанрового разделения в музыке, поэтому очень часто джазмены называли свою музыку блюзом и наоборот, таким образом стирая границы творческих ограничений и одновременно храня память о корнях.
Регтайм
Еще один специфический жанр американской музыки возникший в последнем десятилетии 19 века. С развитием популярности регтаймов впервые заговорили о рождении типично американской музыки, это был первый жанр афроамериканской музыки, ставший известным в Старом Свете. Это изначально был вид танцевальной фортепианной музыки, на которую был в то время большой спрос в американском обществе. Молодая страна активно развивалась и во многом хотела бить похожей на свою историческую родину - Европу. Однако европейские танцы периода романтизма отличались сложностью движений и часто были уделом аристократов, людям рангом пониже это било ни к чему, нужно было что-то попроще, регтайм стал отличным решением. Регтайм (ragged time) означает "разорванное время" в музыкальном плане это выражается в сильно синкопированной мелодии (смещении акцентирования на слабую долю). Прием этот нечасто встречается в европейской музыке того периода зато очень характерен для музыки западноафриканской. Стиль, тем не менее, создавался образованными чернокожими пианистами хорошо знакомыми с классической музыкой и западными композиторскими приемами. Одним из самых известных представителей регтайма и, как принято считать, протоджаза был Скотт Джоплин. Помимо регтаймов сочинял также марши и вальсы. Пианист мечтал вывести новый музыкальный жанр на совершенно иной уровень сопоставимый с произведениями классиков. В попытках реализовать свой замысел стал все больше экспериментировать со смешиванием афроамериканских и западных музыкальных традиций, в итоге оказался не понят как белой, так и черной публикой своего времени и умер в бедности. Со смертью Джоплина регтайм приходит в упадок, оставив, тем не менее, солидное наследие для рождающегося джаза. На протяжении 20 века ещё будет несколько всплесков популярности регтайма и продолжится его обмен опытом с музыкой джаз, в том числе во многом он повлияет на появление свинга.
Один из известных представителей позднего регтаймаНапоминаю, что это были всего лишь истоки, далее я расскажу вам о рождении истинного джаза, о Новом Орлеане и о том, почему он стал колыбелью джазовой культуры, с этого места берет начало предклассический период истории данного музыкального жанра.